Cтатьи сотрудников музея

Романовы в Айтодоре  И.И.Вдовиченко

Н.П.Турова

 

Великий князь Александр Михайлович Романов коллекционер и археолог - аматор.

    400-летие дома Романовых широко отмечавшееся в странах СНГ вновь привлекло внимание общественности к объектам  культурного наследия, связанных с деятельностью членов царской семьи в Крыму.  Среди них коллекция древностей, собранная великим князем Александром Михайловичем занимает почетное место. Большая часть коллекции А.М. Романова хранится в Ялтинском историко-литературном музее. Она насчитывает более тысячи целых и фрагментированных форм древнегреческих и римских столовых и парадных ваз, туалетных сосудов, тарной керамики, светильников, терракотовых статуэток и масок. Здесь хранятся  лапидарные эпиграфические памятники, среди которых надписи на латинском языке, содержащие посвящения Юпитеру Лучшему Величайшему, богамМанам, надгробие с латинской эпитафией;вотивныерельефы с изображением Всадника, Митры, Диониса, Артемиды и др.; кирпичи и черепица с легионными клеймами; монеты; стеклянные сосуды. Небольшое количество расписных ваз, находки из раскопок римской крепости Харакса – посвятительные надписи, вотивный рельеф из храмов бенефициариев хранятся в Центральном музее Тавриды (Симферополь). Археологические материалы с городища Харакс хранятся также вГосударственном историческом музее (Москва),Государственном музее изобразительного искусства (Москва),Институте археологии Национальной Академии наук Украины. Хотя большинство предметов из этой коллекции депаспартизованы,  и мы не можем указать их точного местонахождения, тем не менее, это не лишает их ценности, как важного исторического источника по истории и культуре городов Северного Причерноморья. Об этом собрании неоднократно писали исследователи, которые занимаются историй и культурой античных городов Северного Причерноморья[25,с.222;10]. Рассматривалось оно и в плане изучения антикварного дела и коллекционирования на юге России[7]. Между тем обстоятельства создания и хранения этой коллекции, круг людей, с которыми взаимодействовал великий князь, история ее изучения и экспонирования недостаточно освещены в научной литературе. Источниками для углубленного изучения этой темы стали появившиеся в последнее время публикации[32;11;22], материалы, хранящиеся в Государственном архиве АРК, научных архивах Национального заповедника  Херсонес Таврический, Ялтинского историко-литературного музеях[2;3;12,13,23].

С формированием, спасением, изучением коллекции древностей великого князя Александра Михайловича связаны личности неординарные, яркие. К числу таковых можно отнести и самого коллекционера, Александра Михайловича Романова (Сандро, как его звали в семье). Внук Николая I, двоюродный дядя Николая II, муж его сестры Ксении  родился в 1866 г. в Тифлисе. Получив суровое, воистину спартанское воспитание в семье патриарха семьи Романовых Великого князя Михаила Николаевича, он был, тем не менее, натурой чувствительной, эмоциональной. Военная карьера, к которой его готовили и в которой он преуспел, не исчерпывала обширного круга его интересов[35,с.42-46].Вся жизнь Александра Михайловича Романова (1866-1933) была связана с флотом. Вдвадцатилетнем возрасте князь совершил кругосветное плавание на корвете "Рында", длившееся три года. Следующие два года провел на борту собственной яхты "Тамара", путешествуя в Индию. После кратковременной службы на Балтийском флоте переведен на Черноморский флот, где командовал броненосцем "Ростислав". В 1909 г. произведен в вице-адмиралы и назначен генерал-адъютантом. Был начальником Главного управления портов и торгового мореплавания. Стоял у истоков российской авиации, во время Первой мировой войны заведовал авиационной частью в действующей армии. Неоднократно избирался председателем разных обществ, учреждений, комитетов, в том числе являлся членом Российского императорского археологического общества[1]. После, когда из армии были удалены все Романовы, 22 марта 1917 года был уволен от службы по прошению с мундиром. С разрешенияему было разрешено поселиться в имении «Ай-Тодор» в Крыму, где и встретил Октябрьскую революцию и последующие за ним , когда каждый день приходилось . Великий князь Александр Михайлович оставил Крым раньше других членов семьи. 11 декабря 1918 года ночью он покинул Россию на английском  корабле "Форсайт» и закончил свои дни в эмиграции во Франции в 1933 году. Мало кто знает о вкладе Великого князя в изучение культурного наследия Крыма и Северного Причерноморья. Он был увлеченным собирателем древностей, нумизматом и археологом – любителем, поддерживал связи с коллекционерами, торговцами древностями. Археология была его любимым увлечением во время пребывания в крымском имении Ай-Тодор. Имение Ай-Тодор в Крыму принадлежало еще его родителям. Великий князь Михаил Николаевич приобрел его в 1869 г. для своей жены великой княгини Ольги Фёдоровны(урождённаяЦецилия Августа, принцесса и маркграфиня Баденская). Уже тогда было известно, что на территории имения находятся остатки древней крепости. В 1837 г. П.И.Кеппен, выполнил ее глазомерный план, в 1849 году граф Шувалов провел здесь любительские раскопки. В.Х. Кондараки в 1873 г. дал описание системы оборонительных сооружений на мысе Ай-Тодор и опубликовал  латинскую надпись, найденную смотрителями маяка[14,с.32;5]. После  смерти великой княгини Ольги Фёдоровны в апреле 1891 года в поезде, по дороге в Крым, имение по завещанию перешло её сыну, великому князю Александру Михайловичу. В 1896 он начал проводить здесь регулярные полевые изыскания. О раскопках Великого князя на Хараксе было известно всем представителям великокняжеской семьи, в курсе этих исследований был и Николай II. Во время визита в Херсонес в 1903 году К.К. Косцюшко-Валюжинич провел для царской семьи и свиты экскурсию по раскопкам и Музею древностей. Среди экскурсантов были императрица Александра Федоровна, а также Михаил Николаевич Романов, отец Александра Михайловича. Он внимательно слушал пояснения Косцюшко-Валюжинича и отметил сходство херсонесских пифосов с сосудами для вина на Кавказе[27,с.2]. Судя по репликам Николая II он видел кирпичи с клеймами римских легионов из раскопок Харакса[27,с.3]. Увлечение археологией было приятным хобби для многих царствующих особ Европы того времени. И Николай II не был исключением. Он проводил раскопки в Гессене на поселении гальштадской культуры, что засвидетельствовано в «Записи беседы государя императора Николая II и графа Бобринского в Гатчине 1 декабря 1899 года по поводу назначения графа членом Императорской археологической комиссии»[3,д.46,л.350]. Интересно, что Михаил Николаевич, который с интересом осматривал археологический памятник, не поощрял занятия своего сына археологией. А.М. Романов рассказывает о том, как в эмиграции, оставшись без денег в Париже, ему пришлось продать свою коллекцию античных монет. При этом он вспоминал слова своего отца: "Только подумай, Сандро, какие возможности ты упускаешь. Да если бы ты вложил хоть крупицу того, что тратишь, роясь в земле Крыма, в надежные акции и государственные облигации, ты удвоил бы свой годовой доход и никогда бы ни в чем не нуждался. Не нравятся акции и облигации – купи нефтеносные земли, медь, марганец, недвижимость, но, ради Бога, прекрати расшвыривать деньги на этих дурацких древних греков". Облигации, акции, недвижимость в России вряд ли помогли бы эмигранту рассчитаться с кредиторами в Париже. "Кроме того, у меня оставались воспоминания. Никакие Советы в мире не отняли бы у меня радостного волнения от моих археологических предприятий." [28].

За раскопками Харакса пристально наблюдали крупнейшие специалисты: Н.П.Кондаков(  - ), русский  и искусства;В.В. Латышев (-), русский-классик, и . У Никодима Павловича Кондакова был свой дом в Ялте, поэтому он имел возможность наблюдать за раскопками и сообщать коллеге о новых находках. Уже 21 декабря 1897 г. Н.П.Кондаков в письме В.В. Латышеву сообщает об открытии здесь “укрепленного” городка, “греко-римской кладке, о находке бронзовых фибул римского типа, обломков мраморной скульптуры, гемм, монет”[22]. Активная хозяйственная деятельность великого князя в своем имении, о которой он с таким подъемом вспоминает в своей книге[28] с одной стороны приводила к обнаружению новых археологических находок, а с другой стороны наносила ущерб памятнику. А.Л. Бертье-Делагард (—),инженер, археолог, историк, нумизмат, выдающийся исследователь, который с 1887 года поселился в Ялте, обратил внимание на то, что в имении великого князя Александра Михайловича при постройке дворца (очевидно, дворца для детей, строительство которого было завершено в 1912 году) было открыто компактное размещение керамического брака, что свидетельствует о нахождении здесь керамических мастерских. К сожалению, это место не было точно обследовано[4,с.25].

В Государственном архиве АРК имеется документ, свидетельствующий о сооружении в 1899 году винного подвала в Ай-Тодоре подрядчиком Ильей Бибериди [12,ф.522,оп.4,д.2,л.3-5]. Предусматривались каменные кладки, углубление в грунт, что конечно вело к разрушению культурного слоя памятника. Великий князь чувствовал, конечно, что у него нет навыков систематического изучения археологического памятника, к тому же такого неординарного. Поэтому он обратился за помощью к специалистам. Нужно признать, что выбор его был удачен. Благодаря В.В. Латышеву, на материалы, полученные при раскопках, обращает внимание профессор М.И. Ростовцев. Михаил Иванович Ростовцев родился 29 октября 1870 г. в Житомире в семье учителя местной гимназии, а умер вдали от своей Родины в , (штат,), где он с 1925 по 1944 год преподавал в Йельском университете[16,с.43-83]. М.И. Ростовцев — выдающийся русский и американский историк, археолог и филолог-классик, специалист по экономической истории античности и по античному Причерноморью. Учился в и. Преподавал в, Петербургском университете (профессор древней истории и классической филологии), . Занимался изучением античной живописи в боспорских склепах в городе. В 1898 году молодой ученый вернулся из заграничной стажировки и начал активную работу в Классическом отделении императорского Русского археологического общества. Уже в феврале 1900 Ростовцев сделал обстоятельный доклад на заседании Классического отделения о раскопках в Ай-Тодоре великого князя Александра Михайловича. Доклад этот был в скором времени опубликован в виде статьи «Римские гарнизоны на Таврическом полуострове и Ай-Тодорская крепость»[30]. Эта работа положила начало многолетним исследованиям этого городища, отождествленного Ростовцевым с древним Хараксом.Раскопки завершились в 1911 году, за это время были обнаружены две крепостные стены с башнями и воротами, пост бенефициариев, святилище, резервуар для воды, жилые здания. Кроме того, были найдены различные объекты — римские бронзовые фибулы, обломки мраморной скульптуры, геммы, монеты, а также многочисленные керамические изделия. Опираясь на находки, сделанные в результате многолетних  исследований Ай-Тодорского поселения, Ростовцев уже в эти годы развил свою концепцию характера римского присутствия на берегах Черного моря (в частности в Херсонесе), выдвинув гипотезу о двух волнах римской оккупации Таврического полуострова и о системе постов бенефициариев на землях херсонесского государства. М.И. Ростовцев отмечал случайный характер раскопок, который создавал трудности при систематизации материалов. Видимо к 1911 году князь потерял к раскопкам интерес, хотя  в 1907 году здесь было открыто  святилище фракийских богов, найдены уникальные рельефы и эпиграфические памятники. М.И. Ростовцев вновь обращается к материалам городища и говорит о том, что недооценивал найденного и считает, что здесь была не просто крепость, а римский город[29,31]. Позднее в 1914 году он даже приобрел часть земли в имении Ласпи у Ай-Тодорского маяка и в 1914-1916 гг. сам руководил раскопками в Хараксе, но материалы его исследований остались практически неопубликованными[21].

 

C полным текстом статьи можно будет ознакомиться в журнале "Крымский архив", который выйдет из печати в октябре 2014 г.

   

11
Ревком 1919 года размещался в здании Окружного суда (ныне Центральный музей Таврии) на углу Гоголя и Пушкинской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.В. Владимирский

СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ  РЕВКОМ: апрель-май 1919 г.

Прежде чем рассмотреть собственно Симферопольский ревком «второго пришествия» красных в Крым изложим то немногое, что удалось узнать относительно его нелегального предшественника. Самое раннее сообщение о существовании крымского подпольного ревкома  было сделано 17 октября 1918 г. на Всеукраинском П съезде КП(б)У делегатом от Крымского обкома И.Д.Моршиным1. Он сообщил, что этот«ревком образован на паритетных началах с левыми эсерами». Никаких других подробностей найти пока не удалось. Однако несколько позже был сформирован, по-видимому, ревком другого состава. Об этом свидетельствуют коммунисты С.А.Шульман2 и М.Ф.Каплан3.

 

                                                                                                                                                                                                          Вьюницкая Л.Н., заместитель директора по научной работе Музея истории города Симферополя

Внимание общественности в последнее время привлечено к разрушенному дому по ул.К.Маркса,25. Законное возмущение состоянием этой еще в недалеком прошлом красивой постройки, вызывает бурю эмоций, аргументация защитников здания нередко грешит ошибками и бездоказательными утверждениями. Хотелось бы выслушать мнение специалиста на протяжении нескольких десятилетий занимавшегося памятниками Симферополя. Итак, слово заместителю директора по научной работе Музея истории города Симферополя Вьюницкой Людмиле Николаевне.

Старинная  усадьба на улице  Долгоруковской

В городе Симферополе сохранилось немало построек и усадеб XIX - первой четверти  XX  веков, история которых практически не изучена.

К старинному дворику по ул. Карла Либкнехта, 14 внимание краеведов и историков  привлекли потомки разветвленного рода Арендтов, проживавших в начале  1980 -х  годов в городе Ленинграде (сейчас г.Санкт- Петербург). По их рассказам  здесь находилось родовое гнездо крымских Арендтов, владения которых  выходили на две улицы  - Долгоруковскую ( в советское время  ул.Розы Люксембург) и Екатерининскую (позднее ул.Карла Маркса).

IMGP7241
Дом по улице К.Либкекхта,14 (Долгоруковская). 07.12.12. Фото Л.П. Юрчишко

 

Арендты вспоминали, как они,  пересекая двор, выходили на улицу Екатерининскую и шли в гимназии: мужскую, располагавшуюся  напротив усадьбы, и женскую -  на углу современных улиц Горького и Желябова (сейчас здесь военный госпиталь). По их настоятельной просьбе усадьба Арендтов была поставлена на государственный учет в качестве памятника истории и культуры.

В дальнейшем, в ходе исследования памятника, сведения о нем пополнялись за счет изучения архивных документов и публикаций. К сожалению, история возникновения усадьбы Арендтов не ясна до сих пор. Но из публикаций стало известно, что первым владельцем ее был Андрей Федорович Арендт, брат лейб-медика Н.Ф. Арендта, облегчавшего страдания смертельно раненого А.С. Пушкина после дуэли с Дантесом. Он появился в Симферополе в июле 1814г. в возрасте 40 лет, был знаком многим современникам как искусный врач, ставший штаб- лекарем и действительным статским советником (т.е. по военному рангу - генералом). Прожил он в Симферополе до конца своих дней,  умер 23 февраля 1862г. и погребен на старом христианском кладбище (располагалось в районе современных улиц Севастопольской  и Крылова).

После смерти А.Ф. Арендта,  согласно архивным документам, владелицей родовой  усадьбы  стала его вдова  - Матрена Каллистрановна Арендт, урожденная  Баптизманская.

Согласно окладным и налоговым книгам  Симферопольской городской управы усадьба включала  жилой дом и служебные строения. В публикациях конца XIX в. упоминается, что «старинный домик»  Арендтов выходил на две улицы - Долгоруковскую и Екатерининскую. Все архивные документы XIX века адресуют усадьбу Арендов по ул.Долгоруковской (№14 - й появляется позднее).

Как долго М.К.Арендт владела данной усадьбой  мне выяснить не удалось (также как не удалось установить годы ее жизни). Не выявлено и ее духовное завещание. Согласно публикациям в прессе, родовое гнездо Арендтов перешло после смерти М.К. Арендт,  ее детям и внукам. Рискну перечислить известных мне по документам и другим источникам детей А.Ф. и М.К. Арендтов, поскольку перечень всех крымских представителей  этого семейства  займет слишком много места.                            Итак, от  этого  брака родились  сыновья: Андрей, Владимир,      Константин, Николай, Павел, Федор; дочери: Екатерина, Елизавета, Наталья, Софья.

 

4
Н.А. Арендт

 

Среди сыновей наибольшую известность  приобрел  Николай Андреевич Арендт, член губернской земской управы, гласный  (депутат) Таврического  губернского земского собрания и Симферопольской городской Думы, главный врач Сакской земской грязелечебницы, попечитель  Симферопольских  богоугодных заведений, один из основоположников теории планеризма, искусный врач и диагност.

По сведениям  крымских историков и краеведов  Н.А. Арендт родился

1 октября 1833г.  именно в родовой  усадьбе  по ул. Долгоруковской. Он прожил  здесь до окончания Симферопольской мужской гимназии (1849г).

Затем он учился  в Санкт-Петербургской  медико-хирургической академии, служил, защитил докторскую диссертацию (все это за пределами Крыма). Вернулся  в Симферополь в 1865г. (в различных источниках эта дата колеблется от 1862 до 1865 гг., автор придерживается даты, заявленной в данной статье). Вскоре женился на дочери Таврического  вице-губернатора  Софье Адриановне Сонцовой, личности также замечательной, известной  благотворительнице, писательнице. 1

В это время  Н.А. Арендт, возможно также проживал в родительском доме (это лишь предположение, не имеющее доказательств).  Молодой семье нужно было свое жилье. По материалам Симферопольской городской Думы в 1874г. Н.А. Арендт приобрел у города 2-х этажный дом за Перекопской заставой (находилась в конце ул.Долгоруковской), в котором ранее располагалась канцелярия воинского начальника и прилегавший к нему участок. Сейчас это угол бульвара В.И. Ленина и ул. Павленко (дача  граничила с территорией современного медицинского университета). В 1875г. в этом же районе Н.А. Арендту отвели участок земли для создания сада.   Дача  Н.А. Арендта показана на плане  г.Симферополя, прилагавшемся к диссертации А.Я.Гидалевича «Медико-топографическое исследование г.Симферополя»  1891года.IMG_5359-

Описание усадьбы Н.А. Арендта приводится в известной книге Евгения Маркова  «Очерки  Крыма». Автор упоминает двухэтажный  обновленный дом, говорит о существовавших здесь детском саде и лечебнице для грудных  больных, которых лечили с помощью «сгущенного воздуха» и кумыса. По архивным документам Арендтовская усадьба  включала в себя  двухэтажный дом со службами и садом.

Некоторые исследователи  утверждают,  что на даче вместе с Николаем Андреевичем Арендтом и его супругой  жили родители  С.А. Арендт  -  бывший вице-губернатор  А.А.Сонцов, известный статистик и его жена, Анастасия  Адриановна.  Естественно предположить, что и дети Арендтов  жили здесь вместе с родителями до совершеннолетия. По моим данным  в этом браке родились дочери: Ариадна (их было две - одна умерла во младенчестве и похоронена в Симферополе на Новом христианском кладбище,  вторая вышла  впоследствии замуж  за внука И.К.Айвазовского - художника  М.П. Латри); Адриания, также умершая  во младенчестве и похороненная  в Симферополе и Софья (в архивных документах упоминаются две  Софьи - судьба одной из них, нам неизвестна, вторая  стала зубным врачом и жила в Симферополе).

В родословном древе  Арендтов, хранившемся ранее в библиографическом отделе библиотеки им. Франко,  показан также  сын Н.А.Арендта Юрий (подтверждения этого факта в архивных документах я не нашла).

Н.А. и С.А. Арендты  недолго прожили на своей симферопольской даче. В 1891г. их владение было выставлено на публичную продажу за долги (об этом появилась информация на страницах местных газет). Примерно в это же время опубликовано сообщение о сдаче в аренду дома Н.А. Арендта под размещение двух рот Литовского полка. По словам потомка  Арендтов, скульптора  А.А. Арендт, в это время Николай и Софья Арендты жили в бывшем родительском доме по улице Долгоруковской. В конце 1891 года они уехали на приобретенную ими небольшую дачку Мегафули под Ялтой (район п.Иссары - сейчас п.Куйбышево). 12декабря 1893г. Н.А. Арендт умер и был похоронен на даче (в советское время  перезахоронен в Ялте). Сведения о дате смерти его жены противоречивы.

Вернемся теперь  к родовой усадьбе Арендтов. К сожалению, я не располагаю точными сведениями о том, кто жил на ее территории. Однако, естественно предположить проживание здесь  всех детей Андрея Федоровича и  Матрены Каллистратовны Арендтов до достижения ими зрелого возраста или до момента приобретения ими своего жилья, как в  случае с Н.А. и С.А. Арендтами.             В конце XIX в. в одной из местных газет появилось сообщение о выкупе старинного дома Арендтов статским советником Ф.Я. Ребецом (следует учесть, что в то время  под словом «дом» подразумевались и отдельное строение, и усадьба). Франц Яковлевич Ребец - муж  дочери  Андрея Федоровича Арендта,  Софьи. Он известен как заслуженный учитель,  преподаватель древних языков в Симферопольской мужской гимназии, знаток древностей,  действительной член Таврической  ученой  архивной комиссии, один из авторов первого путеводителя по городу Симферополю - «Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии». В более позднем источнике - духовном завещании С.А. Ребец, говорилось о том, что она выкупила  это владение у племянниц. Но данное утверждение ничего не меняет: родовое гнездо Арендтов стало собственностью семьи Ребец. Это подтверждается  архивными материалами  первой четверти XX века.

2
Софья Ребец. Фотография прислана музею Наталией Арендт

 

Ф.Я.Ребец собирался построить на приобретенном участке большой дом со стороны  ул. Екатерининской (так утвеждал автор заметки, помещенной в газете «Салгир»). Но 19 ноября 1899г. он умер.

А позднее, на страницах той же газеты, в публикации, посвященной вновь возведенному дому Попандопуло  на углу ул. Салгирной (сейчас пр.Кирова ) и  нынешней ул.Ушинского, сообщалось о появлении в это же время еще ряда прекрасных домов в Симферополе. В том числе «г-жи Ребец  по Екатерининской улице, напротив мужской гимназии».

 

3
Дом по улице К.Маркса,25. 50-е годы 20 в. Из коллекции Музея истории города Симферополя

 

Дата  строительства нынешнего дома №25  (ранее он носил №29) по улице К. Маркса (Екатерининской) – начало XX века, ее подтверждали и крымские реставраторы. После возведения этого дома С.А.Ребец выступала уже хозяйкой двух участков - по ул.Долгоруковской, 14 и Екатерининской,29. Сотрудник Музея  истории  города Симферополя А.А.Эйлер обнаружил в Государственном архиве АРК  духовное  завещание  С.А. Ребец (она умерла в 1919г). В нем говорится, что в доме по ул. Екатерининской,29 жили она сама, ее племянница Н.К. Обольянинова  (дочь сестры Натальи, по мужу Янушевской)  и ее падчерица Б.Ф. Ребец - дочь мужа по первому браку. Вся усадьба (бывшая Арендтов),  включавшая территорию от ул.Долгоруковской до ул.Екатерининской (всего около 500 саженей) со всеми постройками была завещана   С.А. Ребец больнице (или точнее странно -  приимному  дому) А.С.Таранова  - Белозерова. Условиями завещания, оговоренными С.А.Ребец, были содержание в больнице  данного учреждения ее нервнобольного пасынка Ф.Ф.Ребеца (сына мужа от первого брака), а также предоставление в пожизненное владение  дома по ул. Екатерининской ее племяннице Н.К.Обольяниновой и падчерице  Б.Ф.Ребец.             На момент составления завещания у Б.Ф.Ребец был несовершеннолетний сын Борис. В завещании упоминаются также племянницы и племянник  С.А.Ребец: Елизавета Андреевна Загибарт, Софья Николаевна Арендт, Ариадна Николаевна Латри, Андрей Андреевич Арендт, а также их дети - дочь С.Н. Арендт Ариадна и дочери  А.А. Арендта Вера и Ольга.

 

IMGP7217
Дом по ул. К.Маркса,25. 07.12.12г. Фото Л.П.Юрчишко

 

Семья Арендтов оставила яркий след в истории русской медицины, науки, культуры. Это относится и к крымской ее ветви.  Имя Арендтов было увековечено в наименовании улицы в Новом городе (сейчас ул.Дзержинского) и  амбулатории  им. Н.А. Арендта, освященной  в 1905г.(располагалась в доме №42 по ул. Пушкина, здание сохранилось в перестроенном виде).               Но история семьи и симферопольских владений Арендтов раскрыта не до конца. Остается еще ряд вопросов, ответы на которые ждут новых исследователей.

 

 

Новые экспонаты Музея истории города Симферополя рассказывают об исследователях крымских древностей.

IMG_7056IMG_7096

Жители города Симферополя дарят  нашему музею ежегодно более 4 тыс. экспонатов. Это предметы быта, документы, старинные фотографии. Благодаря им, мы открываем новые страницы истории и культуры нашего города, Крыма. Археолог Татьяна  Копьева  передала   две стенгазеты знаменитой Северо-Крымской экспедиции. Газеты носят веселое название «Каналья», которое объясняется особенностями работы этой экспедиции,  работавшей  в зоне работ Северо-Крымского канала. Строительство этой одной из  крупнейших ирригационных систем в Европе было начато в   60-х годах XX в. Тогда же создана и Северо-Крымская археологическая экспедиция,  ее задачей было  тщательное археологическое исследование той территории, которая попадает в зону действия канала. Экспедицией были раскопаны десятки курганов и сотни погребений. Изучены стоянки каменного века, поселения и могильники эпохи меди, бронзы, железного века. Традиции экспедиции были заложены такими замечательными учеными, как П.Н.Шульц, А.А.Щепинский,  Е.Н. Черепанова

Газеты отражают период работы Северо-Крымской экспедиции в 1971г.  – в Северо-Восточном  и Северо-Западном Крыму, на Тарханкуте.  В газете  в шуточной форме даются характеристики членов экспедиции – Е.Н. Черепановой, А.А. Щепинского, начальника отряда В. Малышева, рабочих и лаборантов. Бессменным редактором и художником-оформителем стенгазеты была дочь А.А. Щепинского Ира, в ту пору 12-летняя школьница. Автору заметки довелось лично быть знакомой со всеми этими людьми. После окончания 9-го класса Черноземненской средней школы   мы с  подругой принимали участие в работе экспедиции 1971 г.  К сожалению,  на Тарханкут нас родители не пустили  и мы не увидели ни знаменитых курганов с кромлехами, ни Черного моря. Мы  были очарованы Еленой Николаевной Черепановой. Эта замечательная женщина работала в это время  заместителем директора по научной  работе Крымского краеведческого музея. Елена Николаевна происходила из старинной дворянской семьи, что в советское время не афишировалось, но порода чувствовалась  в ее облике и  манерах. Как всякий музейщик, она была талантливым популяризатором науки и во время раскопок увлекательно рассказывала о древних племенах, обитавших в Крыму, их обычаях.

Первый номер газеты знакомит нас с членами экспедиции,  портреты-шаржи сохранили облик таких героев крымской археологии как Е.Н.Черепанова, А.А. Щепинский, начальник отряда Виктор Малышевский,  рабочий Вова, лаборанты О.Ищенко и Е. Макеенко, И.Бойко, М. Чернявская.

IMG_7064

Выпуск датируется июнем 1971г. Год был дождливым, периоды интенсивной работы чередуются с вынужденными простоями. В июне экспедиция работала в районе села Емельяновка Нижнегорского  района, исследовала курганы на полях с  оросительными  сооружениями. Кстати, так называемый подъемный материал (фрагменты амфор, найденных на поверхности кургана до начала раскопок) из этих раскопок  я нашла во дворе Центрального музея Тавриды у входа в библиотеку «Таврика». В стенгазете приводятся образцы «подлинной поэзии». Это  типичное  полевое творчество – романтика,  круто замешанная на археологической прозе жизни. Приводим один из удачных образцов творчества одного из членов экспедиции скрывшего свое имя под псевдонимом Фифик Ицер.

Люблю грозу в начале мая

А здесь у нас конец июня

То солнце слишком припекает

То дождик распускает слюни

А у меня свои заботы

Табак кончается и водка

Пойду-ка я одену боты

Что ж тут поделаешь – работа

Конечно, если есть погода

Курганы солнце освещает

Я обойтись могу без водки

Была бы только кружка чая

Но если дождик – что в ней толку

Лишь промывание утробы

Осталось зубы класть на полку

И шифровать кусочки гроба

Все жду – приедет пан начальник

Из брюк широких вынет трешку

Мы выбросим на свалку чайник

И надеремся понемножку

Любопытны вырезки из газет, заголовки  передовиц использованы для рубрикации газеты. Редактор газеты  проявляет местами изрядное вольнодумство.

Так под заголовком «Молния» помещено следующее сообщение: «К нам едет журналист-международник И.С. Конончук, собирающий материал для книги «СМУ против ЦРУ». В распоряжение журналиста предоставлен годовой дебет канала». Вспоминаешь страницы советской прессы, изобличающей происки ЦРУ, тогда казалось, что это пропагандистские штучки, теперь понимаешь, что некоторые люди были лучше информированы, чем остальные граждане.

Особенно интересен выпуск №3.Он целиком посвящен работам на Тарханкутском полуострове. Прелестный парусник «Каналия» и надпись: «Слева по борту неизвестный материк Тарханкут и страна Межводная».

IMG_7100

Эти работы  вызвали интерес у ученых и освещены в  специальной археологической литературе.  Такие исследователи, как В.С.Ольховский, В.А. Колотухин, С.Г. Колтухов  отслеживали по дневникам и публикациям памятники и погребения,  раскопанные в этом году. Материалы стенгазеты в шутливой форме  дополняют впечатления о раскопках этого года.  Об особенностях раскопочного сезона  мы узнаем по образцам поэтического творчества и  рисункам.  Таков  портрет  А. Щепинского обрамленный одним из раскопанных  кромлехов  (каменное кольцо вокруг кургана) с  надписью: «Попали в полосу замечательных кромлехов, Щепинский А.А. доволен».

IMG_7104IMG_7103

Необходимость вести раскопки на 6 объектах одновременно  привела юных  рационализаторов к  мысли возвести вышку для Елены Николаевны, с которой она могла бы озирать все курганы.

IMG_7112

Тут же – портрет Елены Николаевны в профиль.  Очень похож  на ее фотопортрет. Рядом – ее стихи под названием  «Плач старой, больной женщины» (Елене Николаевне было всего 36 лет, она умерла через год, этот сезон был  последним в ее жизни):

Ну почему Перун не дал мне отпуска длиннее

Тогда смогла б, как Хейердал я дольше плыть, быстрее

Но не к закату лет своих, ни к финишу пробега

А плыть среди холмов степных на палубе ковчега

И чистить, рыть иль рисовать,  о дай мне, Дева, силы

Коль нужно, даже помечтать в раскопанной могиле.

          В заключение можно сказать, что эти любопытные материалы ждут своего исследователя. Они проливают свет на историю науки, дают нам возможность познакомиться с яркими личностями, которые внесли весомый вклад  в изучение древностей Крыма.

 

К  ИСТОРИИ САДОВОДСТВА В СИМФЕРОПОЛЕ 

Садоводство в Симферополе имеет давние традиции. Плодородная почва, близость Салгира создавали здесь отличные условия для выращивания различных видов растений. После присоединения Крыма к России в 1783 году началась активная раздача земель на полуострове, в том числе, в Симферополе. Лица, приобретавшие здесь земельные участки, должны были, по условию, высаживать на них сады или виноградники, в случае невыполнения требования, земли изымались и передавались другому владельцу. В следствие этого, возникла острая необходимость в рассадниках. Местные помещики долгое время приобретали рассаду в Никитском ботаническом саду. Так как было очень много запросов, основатель и первый директор Никитского ботанического сада Христиан Стевен  пришел к мысли создать подобный питомник в Симферополе. Он считал, что центром садовой культуры в Крыму должен быть не Южный берег, а Симферополь,  задачи Никитского  сада должны быть сосредоточены на южных культурах, тогда как в Симферополь надо было перенести опытный питомник плодовых деревьев.

 

steven1781_1863
Христиан Христианович Стевен (1781-1863).
 
7
Памятник Х.Х. Стевену,
установленный в Никитском ботаническом саду в 1977 г.

 

 

Вдовиченко И.И.,

Эйлер А.А.

 

Рукописи доктора Салтыковского. Забытые страницы

В июне 2009 г. Музей истории города Симферополя получил для ознакомления интереснейшие материалы – старинные рукописи с текстами художественных и публицистических сочинений Василия Ивановича Салтыковского.Manuscripts_of_Saltikovsky Их принесла в музей молодая женщина, предки которой были тесно связаны с семьей Стевенов, сыгравшей значительную роль в истории и культуре Крыма. В этой семье оставил свои сочинения доктор Салтыковский, отправляясь во фронтовые госпитали Первой мировой войны или в годы Октябрьской революции и Гражданской войны. Первые поиски в библиотеках, архивах, справочных книгах, которые предпринял сотрудник Музея истории города Симферополя Алексей Эйлер, позволили получить некоторые сведения о личности этого человека. Дополнили их данные, которые сообщили нам сотрудники группы «Реабилитированные историей».

Василий Иванович Салтыковский родился в 1878 году в городе Карсун (Корсунь) Симбирской губернии. В 1903 г. после окончания медицинского факультета Казанского университета  он переехал в Симферополь, где работал по своей специальности - санитарным врачом, занимался практикой в амбулатории им. Арендта, состоял секретарем общества Симферопольских врачей, а также работал врачом женского Коммерческого училища. В.И. Салтыковский снимал квартиру в доме купца Крацбаршта на Театральном переулке (сейчас улица Героев Аджимушкая) в Симферополе [1].Saltikovsky_Vasily

Особое внимание доктор Салтыковский уделял здоровью и питанию подростков. В научной библиотеке «Таврика» Центрального музея Тавриды сохранилась его работа «Физическое развитие, здоровье и заболеваемость учащихся в начальных городских школах гор. Симферополя в 1907/8 учебном году», посвященная итогам медосмотра, проведенного врачами Симферопольской амбулатории в начальных школах города [2]. С медосмотром совмещался опрос учащихся. В подробной анкете, разработанной В.И. Салтыковским, были вопросы о питании и условиях проживания школьников. Как лечащий врач, Василий Иванович часто бывал дома у своих пациентов и не понаслышке знал об ужасных условиях, в которых находились многие симферопольские семьи. Василий Иванович Салтыковский, человек известный и в городе уважаемый, живо интересовался новостями культурной жизни.

Летопись военного Симферополя

Эйлер Алексей

Младший научный сотрудник Музея истории города Симферополя

Открывшийся в июне 2009 г. к 225-летию со дня основания столицы АРК Музей истории города Симферополя менее, чем за год своей работы успел собрать много оригинальных экспонатов, организовать несколько интересных выставок и привлечь многих посетителей. Готовящаяся к открытию  в нашем музее 13 апреля выставка, посвященная освобождению Симферополя, несомненно, заинтересует сегодня, в год 65-летия Великой Победы, людей самого разного возраста: и покрытого сединой, много видевшего на своем пути ветерана, очевидца событий, и школьника, которому еще только предстоит узнать историю Великой Отечественной войны в подробностях. 

Мы планируем показать самые разные материалы: советские и немецкие плакаты, листовки, письма, фотографии, карты и схемы, предметы фронтового быта противоборствующих армий, личные вещи горожан и др. Побывавший на этой выставке посетитель сможет увидеть освобожденный от врага центр Крыма, всмотреться в лица забытых ныне партизан и подпольщиков, поднявшихся на борьбу против ненавистных захватчиков. Именно такая «живая» выставка, воспроизводящая события как можно ближе к действительности и воскрешающая из забвения имена героев, может лучше перенести современного посетителя в далекую годину военного лихолетья.IMG_3296

События, освящаемые на данной выставке, хорошо известны людям старшего поколения. 2 ноября 1941 г. немецкие войска вошли в Симферополь со стороны Севастополя. Начались черные дни немецкой и румынской оккупации. На выставке планируется показать многие экспонаты, освещающие жизнь города под пятой оккупантов и быт немецкой армии: карту Симферополя 1941 г. с нанесенными на нее объектами для бомбардировки, альбомы фотографий, запечатлевших зверства  нацистских оккупантов над мирным населением и военнопленными в концлагере на территории совхоза «Красный», ствол автомата и каску (дар почетного гражданина Симферополя А.П. Жумыкина), трофейную керамическую бутыль для спиртных напитков , изготовленную в Англии в начале ХХ века, и футляр для противогаза (дар старожила Симферополя, известного любителя-спелеолога К.В. Аверкиева), продовольственные карточки, введенные для населения захваченных врагом территорий (дар                  Н.Ф. Грищенко), столовые приборы, открытки и фотографии.IMG_3361   Фотографии партизан и подпольщиков Симферополя свидетельствуют, что жители города не покорились врагу и вели борьбу, не смотря на постоянную угрозу себе и своим близким.

Глазунова С.А.

Художественная жизнь Симферополя (ХХ век).

Художественная жизнь Симферополя в самом ее начале пока не описана. Наш город начал стремительно расти и развиваться с 70-х годов Х1Х века, открытие храмов, учебных заведений, библиотеки, театра, музея древностей и естественно-исторического музея уместились в относительно небольшой период, но художественных музеев и галерей в этом списке нет. Знаменитые художники не жаловали столицу Крыма: Айвазовский осветил своим именем Феодосию, Ялта стала творческой дачей и местом встреч многих звезд русской живописи рубежа веков (Васильев, Куинджи, Репин, Коровин, Серов, Поленов и др.), чуть позже Волошин в Коктебеле создал свой Дом поэта. Симферополю оставался удел ворот Крыма.

Эммануил Магдесиан (1857-1908), возможно, один из первых стал развивать галерейную жизнь Симферополя.  Ученик Айвазовского, он проживал на Долгоруковской улице.magdesyan В своей мастерской Магдесиан устроил галерею, открытую для посещения, предоставляя публике любоваться маринистической живописью собственного исполнения. Как и подавляющее большинство учеников Айвазовского, он не стал профессиональным живописцем, творчество его не ровно, в нем есть как черты наивной детализации и сухости, так  и опыты широкого динамичного письма. В коллекции Симферопольского художественного музея есть произведения, представляющие эти две стороны творчества художника. Изучением жизни и творчества Эммануила Магдесиана активно  занимается Армянское общество Крыма, они собирают его работы, проводят выставки.

После революции и гражданской войны, в располагавшемся неподалеку от мастерской Магдесиана репрезентативном особняке Офицерского собрания 51 пехотного Литовского полка,  был открыт Художественный отдел Центрального музея Тавриды.  Его фонды были сформированы из экспроприированных ценностей  разоренных советской властью дворцов и усадеб Крыма. Сюда поступили произведения живописи, графики, скульптуры, а также мебель, посуда. В 1937 году этому собранию был придан статус галереи. В коллекции были представлены крупнейшие мастера  отечественной живописи  Брюллов, Репин, Серов, а также зарубежные художники.  Во время эвакуации в 1941 году собрание Симферопольской картинной галереи было утрачено.           

Эйлер А.А.,

историк, научный сотрудник

Музея истории города Симферополя

 

КРАСНЫЙ КРЕСТ МИЛОСЕРДИЯ В СИМФЕРОПОЛЕ.


Наш музей истории города Симферополя открылся для посетителей два месяца назад, но за это время он успел завоевать симпатии и интерес горожан и гостей Крыма. Многие симферопольцы  охотно передали в его фонды свои семейные архивы, предметы быта, фотографии, документы. Одним из крупных приобретений стал целый пласт материалов, связанный с семейством Брунсов. Одним из самых ярких представителей этой династии был некогда известный в городе врач Федор Федорович Брунс (1816 - 1896). Начав свою блестящую практику еще в тыловых лазаретах русской армии периода Крымской войны, он стал Таврическим врачебным инспектором, членом ТУАК и одних из активных деятелей органов Красного Креста. В последнее время выходит много книг и статей об эпохе Крымской войны, в том числе о тыловых лазаретах и сестрах Крестовоздвиженской общины. В то же время, история и деятельность Общества Красного Креста в Крыму раскрыта очень слабо. Было  изучено много литературы и архивных материалов, чтобы устранить еще одно «белое пятно» в истории Тавриды и Симферополя. Итак, открываем новые, еще не изученные как следует, страницы истории нашего края.

Все войны, возникавшие в течение многих столетий, являются настоящим стихийным бедствием для человечества и калечат сотни и тысячи  людских жизней. Великий русский хирург Н.И. Пирогов не зря назвал их «травматической эпидемией». Середину XIX века можно назвать эпохой совершенствования методов ведения войны. Появление разрывных пуль, нарезных ружей и винтовок, более мощной дальнобойной артиллерии привело к огромному числу жертв не только среди солдат, но и среди мирного населения. Особое беспокойство и сострадание общества вызывала судьба тысяч людей, выбывших из строя по ранению или болезни и ставших инвалидами, не пригодными к военной службе. Можно привести множество примеров, когда на поле битвы после окончания действий войск оставались сотни и тысячи раненых солдат, не получавших ни куска хлеба, ни перевязки, ни медицинской помощи и обреченных на медленное умирание от голода и болезней. До Крымской войны ни одна европейская армия не имела в своем резерве заранее подготовленного медицинского персонала, способного оказать первую помощь в полевых условиях. Множество безобразий творилось и в военных госпиталях по всей Европе, где не была налажена четкая система  постоянного снабжения медикаментами, бинтами и инструментами. Больные с заразными болезнями нигде не отделялись от остальных, вполне здоровых пациентов, что часто являлось причиной возникновения эпидемий, уносивших огромное количество жизней невинных людей.

Древний человек на территории Симферополя и его окрестностей.

chokurcha13._3_1P1010026

Наш город, такой знакомый и. казалось бы,  хорошо изученный учеными разных специальностей, увы,  зачастую таким только кажется. Шаг в сторону от сложившихся стереотипов от хрестоматийных представлений, сложившихся в лучшем случае 40-60 лет назад и мы оказывается на скользкой почве предположений и догадок, не подтвержденных фактами. Сказанное выше в полной мере относится и древнейшей истории. Любители древностей и экскурсоводы  не имеют достаточной информации о местонахождении памятников, их состоянии.  В то же время, сведения о вновь найденных памятниках, еще не внесенных в  «Список  памятников местного и национального значения, расположенных на территории города Симферополя» Республиканского комитета по охране культурного наследия,   содержатся  в современных научных изданиях, дополняются  данными новых исследований, которые проводятся учеными Крымского филиала Института археологии НАНУ.
В списке  упомянуты 3 пещеры: Чокурча I,  Чокурча II,  Чокурча III. Правильнее называть их гротами. К гротам примыкают стоянки.